Скоро в школу

"ПЕРЕСИЖИВАНИЕ" в детском саду: хорошо или плохо?

Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему "пересиживание" в детском саду? Не затормозит ли это его развитие?

В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это прежде всего письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. -то там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.

Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость?

Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.

Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

свернуть

С какого возраста отдавать ребенка в школу?

С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу - с шести или с семи лет?

Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс - чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается ума-разума. Другие - в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и решили: нечего портить себе и сыну жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошел. Тут родительские амбиции спать не дадут: этот - в спецшколе, а мой что же, хуже? И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться.

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести лет. Однако в этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий.Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.

Массовая школа с такой психологической задачей справиться не смогла. В первую очередь к этому оказались не готовы учителя: невозможно, проработав в школе десять, двадцать, тридцать лет, вдруг на один год сменить профессиональную стратегию - переключиться с навыкового тренинга на игру. Поэтому шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии.

При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки - в классе для шестилетних детей.

Мотивы родителей мальчиков ясны: за двенадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Итак, выбирая, родителям хорошо бы не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.

свернуть

Речевая готовность к школе

Речевая готовность детей к школе

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. 

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
  • различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
  • самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • драматизировать небольшие произведения;
  • уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
  • иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами учреждения дошкольного образования, это поможет предотвратить трудности общения  ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей;2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

свернуть

Чтобы не пропал интерес к обучению

Как готовить ребенка к школе, чтобы не пропал интерес к обучению?

Очень часто подготовка дошкольников к обучению в школе сводится к рисованию крючочков, печатанию букв, заучиванию цифр и букв. К сожалению, при такой подготовке познавательная активность ребенка снижается, а в школу они ходят, потому что надо, без желания и радости.

Психологи же считают, что более успешное развитие личностных способностей происходит тогда, когда оно сопровождается положительными эмоциями.

Что же делать, чтобы ребенок рос полноценной личностью и стремился к получению знаний?

Ответ очень прост: играть. Наблюдение за игровой деятельностью ребенка важно для познавательного развития ребенка и подготовке его к школе. Стараясь не мешать ребенку, не подавляя его инициативы, следует понаблюдать за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития. Учите ребенка играть — сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий шаг можно делать, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых — отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д. На этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы — заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.

Чтобы ребенок успешнее усваивал школьную программу, нужно развивать и восприятие, и память, и внимание, и мышление, и воображение, и речь, — все, что составляет понятие «интеллект».

Предлагаем Вам   несколько игр, в которые Вы сами сможете играть с ребенком, использовать при проведении семейных праздников, во время совместного отдыха и т.д.

Игра «Я вижу то, чего не видишь ты». Очень простая и интересная игра, направленная на развитие внимания, наблюдательности, реакции. Играть в нее можно как вдвоем, так и с большой группой детей. Ведущий(лучше, если сначала им будет взрослый) говорит: «Я вижу то чего не видишь ты, и оно … (круглое, зеленое, красное, металлическое, деревянное и т.д.)». другие участники игры должны угадать предмет, который загадал ведущий. Этот предмет обязательно должен находиться в поле зрения всех участников.

Игра «Сборы на дачу» развивает память, внимание и речь. Ведущий предлагает собрать чемодан, чтобы ехать на дачу, и говорит: «Я кладу в чемодан панаму, чтобы не напекло голову». Следующий игрок повторяет слова ведущего и называет предмет, который он сам возьмет с собой на дачу. Третий участник повторяет то, что сказали предыдущие игроки, добавляет свое и т.д. по аналогии можно организовать «Сборы на море»«Сборы на Северный полюс». Все зависит от фантазии игроков.

Игра «Волшебные звуки» способствует развитию слухового внимания и обучению звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с детьми о том, что какие-то два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если дети услышать звук «а», они должны взять себя за ухо. Если услышат звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают и выполняют нужные действия. Кто ошибается, выходит из игры. Можно спеть вместе с детьми известную песню, соблюдая правила игры.

Дети любят играть в прятки, но в помещении часто не получается поиграть, потому что не хватает мест, куда можно спрятаться. Игра «Контурные прятки» поможет исправить эту ситуацию. Она направлена на развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, умения сопоставлять объем предмета и его контур. Можно играть вдвоем, а можно разделиться на две команды. Участники одной команды заходят в игровую комнату, собирают различные предметы и обводят их по контуру фломастером или маркером. Предметы расставляются по местам. Затем в комнату заходит вторая команда, которая должна отыскать предметы, соответствующие контурам. Потом команды меняются местами. Побеждает тот, кто нашел все предметы и затратил на это меньшее время.

Игра «Зоопарк» развивает речь, навык чтения простых слов, позволяет расширить представления о животном мире и будет способствовать формированию умения составлять простые рассказы. Для игры понадобятся карточки с названием животного и «еды», игрушки-животные. Взрослый выбирает карточку с названием животного и описанием пищи, которую есть это животное. Берет соответствующую игрушку и кладет рядом карточки. После чего говорит детям: «Давайте поиграем в зоопарк. Сейчас вы видите лису. Лиса – это дикое животное. Она обитает в лесу и живет в норе. Лиса – хищник, поэтому я положила ей мясо. Лиса рыжая, пушистая. Есть много сказок о лисе. В сказках она – хитрая». После этого каждый ребенок вытягивает карточку с названием животного, подбирает подходящую игрушку и еду и рассказывает о своем животном. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему наводящими вопросами.

Игра «Пальчиковые животные» развивает мелкую моторику, внимание, память. Каждый ребенок выбирает животное, которое он может изобразить с помощью пальцев. Игроки называют выбранного животного и показывают остальным, чтобы они могли запомнить фигуру, изображающую животное. Затем первый игрок показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры, передавая ему эстафету. Игрок, не сумевший понять, что показали его животное, выбывает из игры. Взрослому нужно следить, чтобы животное было изображено именно так, как было показано в начале. Иначе, выбывает тот игрок, который неправильно его показал. Побеждают 2 – 3 малыша, оставшиеся в игре последними.

И конечно, нужно играть в известные всем подвижные игры «Жмурки»«Кошки-мышки»«Салочки» и другие.

Самое главное, нужно понять, что подготовка к школе – это творческий процесс. А всевозможные игры и соревнования непроизвольно стимулируют интеллектуальное и физическое развитие ребенка, так как в игре быстрее запоминаются любые сведения.

свернуть

Как подготовить ребенка к школе?

«Как подготовить ребенка к поступлению в школу»

Чтобы ребенок был готов к обучению на I ступени общего среднего образования, необходимо выработать у него ряд навыков и умений:

  1. Ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, он должен чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Поэтому, прежде всего, научите будущего школьника соблюдать правила личной гигиены. Сформируйте у ребенка навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности. Он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
  2. Важно воспитать в ребенке любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень увлекательное задание. Все эти навыки следует нарабатывать ежедневно, используя настольные игры, лепку, конструктор, чтение и общение, иначе ребенку будет трудно направить усилия на учебную деятельность.
  3. Важно, чтобы у ребенка возникло желание учиться и узнавать что-то новое и полезное. Информацию о мотивации вашего ребенка вы можете получить с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников – они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получая отметки. Не готовые к обучению дети выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах школьных перемен, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
  4. Следующее условие успешной учебы – выработка у ребенка умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Осознание преодолимости этих трудностей поможет ребенку отнестись с пониманием к своим возможным неудачам.
  5. При подготовке к обучению родителям следует учить ребенка аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен уметь внимательно слушать текст, рассказ взрослого, последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения, пересказывать суть прочитанного или услышанного, а также хорошо и правильно говорить, запоминать новые слова. Как можно чаще читайте с Вашим ребенком книжки, а потом просите его вкратце пересказать содержание прочитанного. Это приучит дошкольника анализировать смысл текста, сделает его речь связной и расширит словарный запас.
  6. Немаловажную роль играет адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, используйте методику «Лесенка». Нарисуйте лестницу, состоящую из 11 ступенек. Скажите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете – от самых хороших до самых плохих. На верхней ступеньке – самый хороший человек, на нижней – самый плохой, а посередине – «средние» люди. Предложите ребенку определить, на какой ступеньке его место. У младших школьников нормой можно считать 6-7-ю ступеньку, у дошкольников она может быть выше, вплоть до 11-й, но никак не ниже 4-й – это уже сигнал неблагополучия.
  7. На готовность ребенка к обучению влияет и то, как Вы с ним общаетесь. Давайте ребенку достоверную информацию о школе, учителях, расскажите о принятых там правилах. Важно, чтобы Ваши слова в итоге совпали с действительностью. Поэтому не стоит ничего приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка. Создайте у него положительный образ школы, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в новых условиях.

 

«Как подготовить ребенка к поступлению в школу»

В 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем освоить с ним чтение, письмо и счет. В этот период на первый план выходят ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила игр, узнают, что такое дисциплина, постигают основы взрослой жизни. Если ребенок заранее овладеет чтением, письмом и счетом, то есть опасение, что ему будет скучно в первом классе. Помните: раннее обучение даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, в которые следует играть в 3-5 лет.

Обычно начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе, рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится – значит готов к школе. Но это не всегда так, ведь школа для детей – символ взрослости. Они просто хотят считаться большими, более интересными в играх и общении со старшими детьми, стремятся обладать атрибутикой школьной жизни – портфелями, дневниками, тетрадями в ярких обложках, а вовсе не приобрести новые знания. Поэтому выясните, на самом ли деле ваш ребенок готов к школе. Для этого используйте следующее упражнение.

v  Покажите 6-летнему ребенку два брусочка, слепленных из одинакового количества пластилина: один – длинный и тонкий, а другой – короткий и толстый. Спросите, где пластилина больше. Ребенок, готовый к обучению в школе, должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти брусочки, чтобы понять истину. Не препятствуйте его исследовательской деятельности.

Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит родителей в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, благодаря которому ребенок способен заставить себя заниматься тем, что может быть не очень интересным.

Дети дошкольного возраста не готовы воспринимать строго регламентированные, монотонные занятия. Поэтому при проведении развивающих занятий лучше выбирать игровую форму, так как игра является ведущей деятельностью для дошкольника.

  • Дети испытывают удовлетворение от выполнения интеллектуальных заданий, в основе которых лежит интерес – лучший вид мотивации, пробуждающий в ребенке дух творчества.
  • При выполнении заданий создавайте ситуацию успеха. Очень важно, чтобы успех был достижим. Для этого используйте сначала простые упражнения, затем начинайте их усложнять. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
  • Научите его всегда доводить начатое дело до конца,анализировать результаты своего труда, убирать за собой рабочее место.
  • Находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за терпение, настойчивость, старание и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Большое внимание уделяйте развитию мелкой моторики руки, используя занятия по рисованию, работу с пластилином, ножницами, штриховкой, в развивающих тетрадях. Учите ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клеточку, в пространстве.
  • Расширяйте кругозор и словарный запас через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание картинок.
  • Развивайте умение общаться со сверстниками, учитеосознанию своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
  • Давайте ребенку посильную работу по дому, определите круг обязанностей, этим Вы будете способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы до поступления в школу ребенок умел застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки, следить за своими вещами и внешним видом.
  • Старайтесь максимально доступно отвечать на каждый вопросребенка, этим Вы будете способствовать развитию познавательного интереса. Научите искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
  • Всегда объясняйте причины, обоснованность Ваших требований, предлагайте как можно чаще альтернативный вариант. Научите ребенка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, всегда искренне интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что Ваш малыш абсолютно уникален и индивидуален. Любите его таким, какой он есть, независимо от его неудач или достижений. Право на безусловную любовь ребенок имеет самим фактом своего существования.
  • А самое главное, постарайтесь получать удовольствие от процесса общения с ребенком. Всегда помните, что Вы являетесь главным авторитетом для Вашего малыша.
свернуть

Кризис 6-7 лет

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет.

Особенности поведения ребёнка старшего дошкольного возраста

 - теряет детскую наивную непосредственность и импульсивность в поведении, нормальное поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой;

- способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

- удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

- начинает осознавать и обобщать свои переживания. И это влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается;

- активно интересуется отношением окружающих к себе;

- претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве;

- взгляд на окружающий мир становится более реалистичным. (По прежнему любит волшебные сказки, но уже умеет отличать правду от вымысла);

- возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». На смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. Появляется желание у ребенка учиться и узнавать новое. Приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению.

Родительская стратегия поведения.

Советы на каждый день

- планирование жизни ребенка. (Начинайте приучать его планировать свои действия, что нужно сделать сегодня, завтра и т. д. Старайтесь каждый день вечером выделять для ребенка 5-10 минут на подведение итогов дня. Тут же продумайте план на завтра);

- обучение без принуждения. Обучение детей грамоте ненавязчиво, в непринужденной, доброжелательной обстановке. (Дидактические игры, яркие наглядные пособия, театрализация);

- создайте детскую библиотеку. (Книжки-раскраски, сказки, информационная литература, серия «Мои первые книжки»);

- научите ребенка не только правильно отвечать на вопросы, но и грамотно их формулировать;

- развивайте любознательность. (Научите играть в шашки, шахматы. Организуйте совместные походы в театр, музей, прогулки на природу);

- постарайтесь понять, что ребенку действительно нравится, чем он занимается с удовольствием. Развитие способностей, которые приносят радость, позволит ребенку больше узнать о себе и мире, укрепит веру в себя;

- дайте возможность ребенку активно учиться. (Учиться музыке, танцам, пилить, строгать и т. д.) Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект;

- если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно;

- научите ребенка не бояться делать ошибки;

- помогите ребенку развить чувство ответственности, определив круг его обязанностей. И поощряйте их регулярное и хорошее выполнение.

свернуть

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. 
4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга. 
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. 

  • , что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели. 
    образ слова, или с чем-то другим. 
     
  • : для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
свернуть

Навыки первоклассника

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА 
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: 
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; 
- причёсываться (своей расчёской); 
- мыть ноги перед сном тёплой водой; 
- утром и вечером чистить зубы; 
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; 
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; 
- пользоваться носовым платком; 
- быстро одеться, раздеться, убрать постель; 
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; 
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; 
- при входе в помещение вытирать обувь; 
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь; 
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью

свернуть

Может ли ваш ребенок?

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. 
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок? 
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»? 
3. Понимать смысл того, о чём ему читают? 
4. Чётко выговаривать своё имя? 
5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 
6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям? 
10. Слушать и следовать полученным указаниям? 
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? 
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? 
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? 
14. Проявлять интерес к окружающим предметам? 
15. Ладить с другими людьми? 

свернуть

Требования к развитию речи

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 
1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. 
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. 
4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми). 
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. 
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.). 
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. 

свернуть

ПАМЯТКА: Готовность ребенка к школе

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 
- интеллектуальную готовность; 
- мотивационную готовность; 
- волевую готовность; 
- коммуникативную готовность. 

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет; 
• название страны и ее столицы; 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
• времена года, их последовательность и основные признаки; 
• названия месяцев, дней недели; 
• основные виды деревьев и цветов. 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. 
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. 
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. 


Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. 
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. 


Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. 
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. 

свернуть

Шпаргалки для родителей

Подготовка к школе

 

Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим Вас ответить на вопросы данной анкеты

Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка  школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу! В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!

Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа  – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно,  готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше -  с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Готовность родителей к школе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

К началу учебы должны быть готовы как дети, так и их родители! Нужно спокойно принимать тот факт, что ребенок-первоклассник меняется, в его жизни появляются новые люди, мнение которых он ценит, новые увлечения, новые интересы. Очень важно не предъявлять завышенные требования ни к ребенку, ни к учителям. Важно, чтобы родители уважали учителя и сотрудничали с ним, тогда и малыш научится уважительно относиться к школе и педагогу. Ведь если родители и школа будут работать в одном направлении, закрепляя полученные знания и навыки, то можно будет говорить о качественном образовании. Всегда сохраняйте позитивный настрой! Если у первоклассника что-то не получается, то Ваша поддержка и вера в его силы сможет сотворить чудеса.

Для того чтобы малыш ступил на путь познания общительным, радостным, повзрослевшим, постарайтесь, пожалуйста, соблюдать простые, но очень действенные рекомендации родителям будущих первоклассников:

- создайте в семье приятную, дружественную, спокойную атмосферу;

- установите конкретные и четкие требования к ребенку, будьте последовательны, требуя их соблюдения;

-  проявите максимум терпения во всех вопросах, касающихся учебы и школы;

- настойчиво формируйте и закрепляйте у малыша навыки личной гигиены и самообслуживания;

- расширяйте круг общения ребенка, поощряйте общение с другими детьми;

- слушайте своего ребенка очень внимательно, когда он Вам что-то рассказывает;

- говорите с малышом достаточно короткими фразами, медленно. Давайте понятные объяснения на вопросы ребенка;

- интересуйтесь успехами и сложностями, которые возникают у ребенка;

- каждый день читайте ребенку, заботьтесь о том, чтобы он получал новые приятные впечатления;

- занимайтесь с ребенком творчеством: рисуйте, лепите, игрaйтe и так далее;

- гуляйте вместе с ребенком на свежем воздухе, привлекая его внимание к тому, что происходит в природе и вокруг;

- поощряйте любопытство ребенка.

свернуть