Питание

Обеденные приговорки

Бульон 

Буль-буль-буль кипит бульон,
Ох и вкусным будет он!
Приглашаю всех обедать
И буль-буль-бульон отведать!
(М. Дружинина)

Ай да суп! 

Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!

(И. Токмакова)

 

Каша 

Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.

(И. Токмакова)

 

Саша и щенок 
Отчего щенок подрос,
Обгоняет Сашу?
Оттого, что он без слёз
Ест и суп, и кашу.

(С. Семёнова )

 

Суп для силача 

Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо
И не станешь нипочём
Настоящим силачом.

(П. Синявский)

Супчик 

Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!

(К. Авдеенко)

Ложкина книжка 

Кормят родители малую детушку:
Ложка за бабушку, ложка за дедушку.
Крошка старается, крошка пыхтит –
Только у взрослых такой аппетит.

Ложка за слоника, ложка за зайчика,
За крокодильчика, за попугайчика.
Чуть не забыли про мышку!
Чуть не забыли про мишку!!!

Скушали ложку за доктора детского
И за Серёжку, сынишку соседского,
За воробьишку, за чижика
И за дворняжку Рыжика.

А ещё – за сестрёнку с братиком,
А ещё – за котёнка с бантиком.
А глоточек последний самый –
Самый вкусный – за папу с мамой.

(П. Синявский)

Чашкина книжка 

Сжали ручку кулачком,
Взяли чашку с молочком.
Раз – глоточек, два – глоточек,
А потом ещё чуточек.

Прибежал из леса ёжик,
Перелез через порожек.
Хочет ёжик молочка,
Хоть на кончик язычка.

Заглянул бычок в окошко.
– Мне бы тоже хоть немножко.
Мне бы хоть на донышке
молочка Бурёнушки.

Знают ёжик и телёнок,
Что от чашки молока
Прибавляется силёнок,
Округляются бока.

Раз – глоток, два – глоток,
А потом ещё чуток.
Выпьешь чашку молока –
Дорастёшь до потолка.

(П. Синявский)

Я и ложка 

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!

(Лика Разумова)

Творог-творожок 

Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням – как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик – ам! – и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог – наш дружок!
Зубки укрепляет.

(К. Авдеенко)

Мяско 

Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.

(К. Авдеенко)

Котлетки 

Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!

(К. Авдеенко)

Рыбка-рыбка 

Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить –
Быстро-быстро руки мыть.

(К. Авдеенко)

Куры-куры 

Куры-куры: "Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!"

(К. Авдеенко)

Тыква 

Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа – воду грей!
Варим тыкву поскорей.

(К. Авдеенко)

Черешня 

Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас –
Мы черешни – ешьте нас!

(К. Авдеенко)

Зубозаговаривательное 

Ложка в маминой руке
как кораблик на реке.
Дует ветер. Мы во рту
спрячем ложку, как в порту.

Наша ложка — самолет —
залетает прямо в рот.
В небе тучи, град и гром.
Инин рот — аэродром.

А теперь во рту гараж.
Вышла ложка на вираж.
Рот пошире — и уже
скрылась ложка в гараже.

Догоняет мышку кошка.
Кто же мышка? —
Наша ложка.
В ротик-норку поскорей
прячься, мышка, от зверей.

(Б. Вольфсон)

Веселый обед 

Кушай, моя крошечка,
Вот первая ложечка.
Кашки вкусной тебе дам,
Ротик открываем – АМ!

С неба машет самолет,
Кто тут, как птенец, клюет?
Ну-ка кушай кашу сам!
Вот вторая ложка – АМ!

Ложка третия в пути,
Крошке надо подрасти.
Три, четыре, пять да шесть! -
Как успел ты кашу съесть?

Выпил сок, целый стакан,
Ай, да мальчик – великан!
Ай, да мальчик – богатырь!
Силы есть на десять гирь!

Кончился обед-игра,
Деточке бай-бай пора.
Чтобы очень сильным стать,
Надо есть, и надо спать!

(Сан-Торас)

Про девочку, которая плохо кушала 


Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
— Съешь яичко, Юлечка!
— Не хочу, мамулечка!
— Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
— Супик?
— Нет…
— Котлетку?
— Нет… —
Стынет Юлечкин обед.
— Что с тобою, Юлечка?
— Ничего, мамулечка!
— Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
— Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах —
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач —
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят —
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!

Домовята и каша 

За столом кричит Дуняша:
«Не хочу! Не буду кашу!»
Мама с папой:
«Что с тобой?»
Деда с бабой:
«Ой-ёй-ёй!»
Тётя с дядей:
«Съешь, Дуняш!»
Домовята:
«Завтрак наш!»

Но воротит нос Дуняша:
«Надоела эта каша!»
Мама с папой:
«Нагоняй!»
Деда с бабой:
«Ай-яй-яй!»
Тётя с дядей:
«Стыд и срам!»
Домовята:
«Ням-ням-ням!»

Удивляется Дуняша:
«А куда пропала каша?»
Мама с папой:
«Кто же мог?»
Деда с бабой:
«Ох-ох-ох!»
Тётя с дядей:
«Глянь, глазища!»
Домовята:
«Вкуснотища!»

Стала умницей Дуняша:
«По утрам варите кашу!» 
Мама с папой:
«Чудеса!»
Деда с бабой:
«Ах, краса!»
Тётя с дядей:
«Молодец!»
Домовята:
«Наконец!
Ух, как ест, вот это дело!
Ложкой вправо, ложкой влево;
Проучили, будет знать!
Быстро в щёлку под кровать».

свернуть

Художественное слово при организации питания

МЕНЮ-РАССКАЗКИ

Омлет натуральный                             

Запечёненький омлет –поваров наших секрет.

Он и вкусен, и хорош,от него не ускользнёшь!

В нём и маслице, витамины Д и Е,

Там и молоко, и куриное яйцо.

Ленивые вареники

Эники-беники,ели вареники,

Эники-беники, супервареники!

Кушайте Саши, кушайте Пети –

Лучше вареников вы не найдёте!

 

      Макароны, запечённые с яйцом

Друзья, мы к вам пришли на     завтрак,

Из макарон, яйца и масла

Меня готовят повара.

Вкуснее нет на белом свете

  Они полезны, мой дружок!

Каша вязкая  молочная гречневая

Это - ложка,Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

                          Каша жидкая молочная манная

Вскипятите молоко, соли, сахару добавьте

Размешайте все легко, манкой медленно заправьте,

Интенсивно помешав, остудите, но слишком,

 И слюнявчик повязав, кашку можно дать  детишкам.

 Каша жидкая молочная  «Геркулес»

Каша «Геркулес» дымится,
Маша кашу есть садиться.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку...

   Каша жидкая молочная рисовая

Каши разные нужны, каши всякие важны!   

Но одна нам всех милее: рисовая каша наша

Сладкая, приятная

 Вкусная, пахучая, белая, сыпучая.

           Яичная кашка

Яичная кашка

В тарелке сидела

На тебя глядела

И в ротик захотела

            Каша жидкая молочная пшённая

Варись, варись, кашка
В голубенькой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее.
Варись, кашка, сладка
Из густого молока,
Да из  пшённой крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!

Оладьи с повидлом

 Мы печем оладушки
Ладушки, ладушки,
Мы печем оладушки,
Мы печем оладушки…
Для кого? Для бабушки!
Ну, а что останется,
Нам с тобой достанется

Запеканка из творога

           Есть в запеканке кальций, и есть витамины

           Детям растущим они необходимы,

           Еда такая, как известно,

    Сытна и вкусна, и очень полезна! 

свернуть

Витамины

Витамины (на заметку)

А - морковь, цитрусовые, сливочное масло, сыр, яйца.

D - молоко, яйца, печень трески, жирные сорта рыбы.

Е - кукурузное, подсолнечное, оливковое масло, горох.

К - зеленые лиственные овощи, шпинат, брюссельская, белокочанная и  цветная капуста, крупы из цельного зерна.

В1 - свинина, овес, орехи (фундук).

В2 - отруби пшеницы, соевые бобы, капуста брокколи, печень, яичный желток, сыр.

РР - зеленые овощи, орехи, крупы из цельного зерна, дрожжи, мясо, в том числе куриное, печень, рыба, молоко, сыр.

В5 - дрожжи, бобовые, грибы, рис, печень, мясные субпродукты.

В6 - зеленые лиственные овощи, мясо, печень, рыба, молоко, яйца.

В9 - орехи, зеленые лиственные овощи, бобы, бананы, апельсины, яйца, мясные субпродукты.

В12 - дрожжи, морские водоросли, печень, икра, яйца, сыр, молоко, творог,  мясо, рыба.

Н - яичный желток, печень.

Бета-Каротин - морковь, петрушка, шпинат, весенняя зелень, дыня,  помидоры, спаржа, капуста, брокколи, абрикосы.

свернуть

Домашнее питание детей в выходные дни

Домашнее питание детей в выходные дни.

Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметь правильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении.

Ориентиром для этого служит примерный суточный набор для ребенка, который обеспечивает, в основном, суточную норму животного белка.

В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. В их составе больше жира, меньше белка и витаминов, менее благоприятное соотношение минеральных солей. В то же время можно рекомендовать новые виды колбасных изделий с повышенной биологической ценностью: сосиски детские, диетические, школьные колбаски «Малютка» и «Крепыш», колбасы с добавкой обезжиренного молока и боенской крови. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя (содержание белка в горохе — 23 %, фасоли — 23 %, сое — 34 %). В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых — суп-пюре гороховый, гарнир из зеленого горошка и т. д. Повысить содержание животного белка можно также за счет неострых сортов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков в желтке может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую. Она содержит ценный набор незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, хорошо переваривается и усваивается.

Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского учреждения на протяжении недели и дома готовить другие блюда, принимая за основу меню-раскладки. Если необходимо заменить сезонное блюдо, используют картотеку, заменяя белковые блюда на белковые, овощные на овощные и т. п.

Детям раннего возраста подбирают блюда, которые полностью обеспечивают физиологические потребности данного возраста. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов .

В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении, например, налистники с мясом, кабачки, фаршированные мясом и рисом, голубцы, котлеты и колбаски «белип» из рыбы, блюда из пасты «Океан» и кальмаров, блюда из печени, блюда из кролика  и т. д. Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню детского учреждения не включались. Кроме того, детям старше трех лет в летний сезон полезно давать зеленые лопаточки гороха и спаржевой фасоли.

Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Приготовленный в домашних условиях творог можно давать в натуральном виде — с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, медом.

Белки из натурального творога усваиваются лучше. Однако если нет гарантии, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники и т. д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с сосиской, яйцом, мясом или селедкой. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом (на листик омлета положить ложку тушеного шпината и завернуть трубочкой). Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из черной смородины.

В выходные или праздничные дни детям можно дать выпечку. Однако надо подбирать такие изделия, в которые входит меньше жира, а больше фруктов, орехов. Дают также сладкие фруктовые напитки, желе фруктовое, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.

свернуть

Семь великих нет

«Семь великих и обязательных НЕТ»

  1. Не принуждать  - пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред физический и психологический. Если ребенок не хочет  кушать – значит, ему  в данный момент ничего не нужно, Никаких принуждений в еде.
  2. Не навязывать – насилие в мягкой форме : уговоры, убеждения, настойчивые повторения, предложения. Прекратить  - и никогда больше.
  3. Не ублажать – еда не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда – средство – жизнедеятельности. Вашими конфетами вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
  4. Не торопить – «Еда – не тушение пожара». Темп во время еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна. Пусть ребенок  лучше не доест, чем в суматохе  и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.
  5. Не отвлекать – пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка  спрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он еще не голоден.
  6. НЕ потакать, но понять – нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (неограниченные дозы сладостей). Не должно быть каких либо принуждений, не должно быть запретов, особенно при диатезах и аллергии.
  7. Не тревожиться и не тревожить – никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя  и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть попробует сам, когда захочет.

Из книги В. Леви «Нестандартный ребенок» 

свернуть

Домашний ужин

ДОМАШНИЙ УЖИН

Многие родители стремятся дополнить питание детей дома жирной и сладкой пищей: пирожными, сметаной, колбасой, а то и покормить незадолго до сна полным домашним обедом. И то и другое приносит организму ребенка вред. Во время сна процессы пищеварения и обмена веществ резко замедляются, и обильный ужин на длительное время задерживается в пищеварительном канале. Это способствует избыточному отложению жира в организме, накоплению в нем недоокисленных (промежуточных) веществ, затрудняющих обмен и в итоге – возникновение болезненных состояний.

В детских учреждениях дети получают достаточное количество углеводов и жиров, а белков, особенно животного происхождения, часто не хватает. Поэтому родителям необходимо каждый день просматривать меню и соответственно ему дополнять ужин детей продуктами, богатыми белками животного происхождения, - молоком, творогом, рыбой, яйцами, сыром, если их не было в меню.

Самым дешевым и ценным источником белка в детском питании является творог. Родителям надо позаботиться о том, чтобы творог и блюда из него подавались ребенку на ужин чаще. Если за ужином ребенок получает детский сырок, который содержит меньше белка, к нему добавляют стакан кефира, ацидофильного молока или ряженки. Творог можно дать в натуральном виде (если он пастеризован) или сделать из него сырники, ленивые вареники, налистники. К творогу или творожному изделию дают кисель фруктовый, компот, стакан молока или сливки (особенно ослабленным детям). Полезен также мед. Его намазывают на булочку. Мед с молоком или кисломолочными продуктами способствует повышению гемоглобина. Детям с излишним весом рекомендуют нежирный кефир. Он содержит мало жира (всего 1%), но больше белка – 4,3% (в обычном кефире – 2,8% белка).

Следует приучать детей пить кефир и молоко с хлебом. Так обогащается аминокислотный состав пищи.

Если в этот день в детском учреждении не было блюда из яиц, его можно дать на ужин со стаканом кисломолочного продукта. Яйцо также хорошо сочетается с картофелем, зеленым горошком, винегретом. Можно также сделать омлет с картофельным пюре и салатом из капусты, огурца, зеленого лука.

В отдельные дни детям дают рыбное блюдо, особенно из рыбной рубки, т.к. белки рыбы легче и быстрее перевариваются по сравнению с мясом (1,5-2 часа). В домашний ужин обязательно включают фрукты, овощи и соки, чтобы дополнить дневное питание в детском учреждении витаминами, минеральными солями и микроэлементами, в том числе кроветворными: железом, медью, кобальтом, марганцем и др. Морковный и томатный соки дают перед ужином, сладкие соки – виноградный, сливовый, яблочный – после ужина.

Морковь – богатый источник каротина (в 100 г содержится 9 мг), который в организме превращается в витамин А. Пополнять его дефицит в рационе особенно важно детям, подверженным заболеваниям верхних дыхательных путей. 50-100 г красной моркови достаточно ребенку для восполнения суточной потребности в каротине. Морковь должна быть ежедневным продуктом в питании ребенка, в особенности в зимне-весенний период. В детском учреждении приготовить сок на большое количество детей трудно, а дома это вполне возможно. Морковь дают не только в виде сока, но и в виде салата с яблоком, натертым на крупной терке с добавлением растительного масла или сметаны с сахаром. Можно приготовить морковные котлеты или пудинг.

свернуть

Культура поведения за столом

1. За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью можешь запачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом.

2. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.

3. Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле: нельзя разваливаться или раскачиваться на стуле, сидеть надо как можно прямее.

4. Не кладите на стол локти. Во время вашей еды локти должны быть как можно больше прижаты к телу, чтобы не мешать соседям.

5. НЕ принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не кончили есть другие.

6. Дети должны получить разрешение старших на то, чтобы выйти из-за стола.

7. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке.

8. НЕ полагается есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.

9. Говоря о сервировке, напомним: вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Мясо или птицу едят, держа вилку в левой руке, а нож - в правой. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.

10. Мясо отрезают по кусочку: съедите один – отрежьте следующий. Небольшими кусочками отрезают также и мякоть вареной или жареной курицы. Кусочки берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно взять косточку рукой.

11. Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.

12. Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывать их надо осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывать с нее косточки в тарелку, на которой была подана чашка для компота.

13 .Нельзя тянуться за нужным вам предметом через весь стол, попросите, чтобы вам его передали.

14.Размешав сахар в стакане, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно.

 

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  • правильно сидеть во время еды;
  • аккуратно есть;
  • тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • уметь правильно накрыть на стол.

Как научить?

  • прямое обучение;
  • показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  • Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
  • Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки).
  • Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
  • Способы педагогического воздействия на детей:
  • Приучение (по образцу поведения).
  • Упражнение (повтор определенных действий).
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).
  • Поощрение (похвала).
  • Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка).
  • Пример для подражания (наглядный пример).
  • Примеры из литературы (поступки героев).
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

Организация детского питания в ДУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д.

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница салфетница, солонка, по возможности ваза с цветами.

Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.

Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу, он ест, насколько у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должного внимания формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка употреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.

Использованные источники

1.Носова, Е. А. Семья и детский сад : педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008. – 68 с.

свернуть

Взимание платы за питание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ОПЛАТА ЗА ПИТАНИЕ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РЕГУЛИРУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2021 №61 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г.№ 317 " О нормах питания и денежных нормах расходов на пит ание обучающихся, а ттакже участников образовательных  мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования"
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 №307 "О размере и порядке взимания платы за питние детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования"

 Оплата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования:

взимается в размере 100% от действующих денежных норм расходов на питние в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения.

Не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

Снижается на 50%:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Снижается на 30%:

  • для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

  

Напомним, с 1 апреля 2014 года родители оплачивают 100% стоимости питания своих детей в учреждениях дошкольного образования. До принятия постановления Совмина № 266 родители возмещали 60% стоимости питания в детских садах, 40% стоимости дотировало государство.

 

      При расчете за питание детей не учитываются дни, когда дети не получили питание по причине их отсутствия в дошкольном учреждении.

свернуть

Советы родителям по питанию дошкольников

Советы родителям

·  Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

·  1. Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. 2. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).

·  3. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.

·  4. Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д. Организация питания. Режим Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%. Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

·  Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

·  молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,

·  творог - 50 г,

·  сметана - 10 г,

·  твердый сыр - 10 г,

·  масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды), обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),

·  мясо - 120-140 г,

·  рыба - 80-100 г,

·  яйцо - 1/2-1 шт.,

·  сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г

·  пшеничный хлеб - 80-100 г,

·  ржаной хлеб - 40-60 г,

·  крупы, макаронные изделия - 60 г,

·  картофель - 150-200 г,

·  различные овощи -300 г,

·  фрукты и ягоды - 200 г.

свернуть