Летний период
Закаливание детей в летний период
Закаливание детей в летний период
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования
Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.
Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.
Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.
Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.
При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:
- Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
- Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
- Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
- Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
- Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)
Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).
На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.
Для детей ЧДБ закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия. В комплексах утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения. Недопустимы переохлаждения и перегрев детского организма.
Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)
Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.
Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. Для детей группы ЧДВ – то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 °С.
Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.
Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).
Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013№ 8
- Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь и согласованы Министерством образования Республики Беларусь от 28.04.2001г. №11-14-2- 2001
- Шишкина, В.А., Мащенко М.В, Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Шишкина В.А. Мозырь , 200.
Памятка по контрастному обливанию ног детей в летний период
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.
Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:
- травяной покров,
- песок,
- влажный песок,
- гравий,
- галька,
- круглые бревна мостиком,
- камни, травяной покров.
Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
Памятка по закаливанию детей воздухом летом
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Общая воздушная ванна
В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.
Контрастная воздушная ванна
Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.
«Дорожка здоровья»
Порядок расположения ковриков:
1) резиновый с шипами;
2) циновка;
3) коврик с шипами;
4) ребристая доска;
5) резиновый коврик с полосками
6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:
1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней полотенце;
2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С.
Организация образовательного процесса летом
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЛЕТОМ
Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования воспитанников в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с воспитанниками;
- добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение воспитанников во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности воспитанников и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание уделяться индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала осуществляться с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
- комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной);
- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
- развитие координационных способностей;
- развитие физических качеств;
- совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
- элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
- игры с элементами спортивного ориентирования.
- комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления в дошкольном учреждении образования созданы следующие условия:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания включены в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
- на прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки – хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
- Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
- Музыкальные игры с пением, хороводы.
- Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
- развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
- формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
- формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
- развитие музыкально-творческих способностей.
- Игры с музыкальными инструментами.
- Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.