Интегрированное обучение

ПОЛОЖЕНИЕ об опорном учреждении

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                Заведующий государственного

                                                                      учреждения образования

                                                                              «Детский сад № 3 г. Березино»

                                                                             _____________ И.А. Чёрная

                                                               «   »________2022

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об опорном учреждении

по специальному образованию

государственного учреждения образования

«Детский сад № 3 г. Березино»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения дошкольного образования по специальному образованию (далее – опорное учреждение).

1.2. Опорное учреждение создается с целью распространения опыта и оказания методической помощи педагогическим работникам учреждений образования района по специальному образованию детей дошкольного возраста.

1.3. Опорное учреждение является центром методической работы по внедрению педагогических инноваций по специальному образованию детей дошкольного возраста и служит учебной базой для учреждений образования и педагогов Березинского района.

1.4. Опорное учреждение утверждается приказом начальника управления по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома.

1.5. Присвоение учреждению образованию статуса «опорного» не приводит к изменению организационно — правовой формы, типа и вида учреждения и в его Уставе не фиксируется.

1.6. В учреждении образования, обладающим статусом опорного, должна иметься следующая документация:

положение об опорном учреждении образования (представлено на официальном сайте учреждения образования),

план работы на год (приложение к годовому плану учреждения),

методические материалы

 

  1. . ЗАДАЧИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

2.1 обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне дошкольного образования в соответствии с образовательными стандартами;

  1.  создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  2. концентрация материально-технических, педагогических и информационных ресурсов по вопросам  развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  3. создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  4. накопление практического опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития,
  5. работа с детьми родителями, педагогами учреждений образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;
  6. создание условий для непрерывного совершенствования профессионального уровня педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию в практике новейших достижений педагогической науки по специальному образованию детей дошкольного возраста, оперативному овладению передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания;
  7. использование возможностей сайта учреждения образования в распространении передового педагогического опыта по специальному образованию детей дошкольного возраста.
  8. оказание методической поддержки специалистам, работающим с детьми с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции;
  9. организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц  с особенностями психофизического развития;
  10. оказание  организационно- методической помощи администрации учреждения образования, реализующим образовательные программы специального образования;
  11. организация и проведение консультаций для педагогических работников региона, реализующих образовательные программы специального образования по вопросам развития, обучения, воспитания лиц с особенностями психофизического развития с использованием соответствующих ресурсов опорного учреждения образования;
  12. эффективное использование материальных, финансовых  и кадровых ресурсов.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 Опорное учреждение строит работу в соответствии с планом работы.

3.2 Деятельность учреждения образования в статусе «опорного» может быть прекращена по приказу начальника управления по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома.

 

4. ФУНКЦИИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. обучающая:

а) создание возможности обучения педагогов учреждений дошкольного образования современным методам и средствам обучения;

б) повышение квалификации в межкурсовой период через разнообразные активные формы работы;

в) осуществление преемственности образовательной деятельности опорного и других учреждений в обновлении содержания и применении новых методик и технологий;

4.2 инновационная: способность развития потенциала опорного учреждения и совершенствование образовательного пространства системы образования;

4.3  организационно-методическая работа:

а) подготовительная работа с обучающимися и их законными представителями по принятию условий и правил функционирования группы интегрированного обучения и воспитания;

б) подбор кадров для работы в группе интегрированного обучения и воспитания;

в) организация и осуществление на диагностической основе коррекционно-образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;

г) программно-методическое обеспечение процесса интегрированного обучения и воспитания;

4.4 проведение работы по созданию адаптивного образовательного пространства:

а) создание адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, пространственной среды

б) создание доступного развивающего пространства, обладающего наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом, в группе (организация микропрорстранства);

в) организация воспитательной работы с обязательным включением лиц с особенностями психофизического развития в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.).

4.5   информационно-методическая работа:

а) осуществление комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития обучающихся с особенностями психофизического развития;

б) активное использование в коррекционно-образовательном процессе современных информационных коммуникационных технологий, адекватных возможностям и потребностям обучающихся;

в) пропаганда инклюзивных процессов в образовании, работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития;

 

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

5.1. Опорное учреждение имеет право на:

а) организацию работы с педагогами учреждений дошкольного образования по оказанию методической помощи в вопросах специального образования детей дошкольного возраста;

б) организацию работы творческих групп с целью овладения ими обновленной системой методической работы, удовлетворения запросов и потребностей педагогов по вопросам специального образования детей дошкольного возраста;

в) тиражирование методического продукта деятельности своего учреждения по специальному образованию детей дошкольного возраста.

5.2. Опорное учреждение обязано:

а) обеспечить качество оказываемых методических услуг;

б) осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом;

в) обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;

г) использовать возможности сайта учреждения образования для трансляции своего опыта.

 

6.  ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ 

6.1. Опорное учреждение взаимодействует с управлением по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома и другими учреждениями образования района.

6.2 Одним из приоритетных направлений деятельности опорного учреждения является распространение педагогического опыта по специальному образованию детей дошкольного возраста

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

7.1. Финансирование деятельности опорного учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования из местных бюджетов, а так же иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

7.2  Допускаются внебюджетные источники финансирования.

свернуть

Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2011 г. № 90

      Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении

На основании абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о специальном дошкольном учреждении.
  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.И.Жарко

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь

М.А.Щеткина

23.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов Республики Беларусь

А.М.Харковец

06.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр экономики Республики Беларусь

Н.Г.Снопков

23.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

К.А.Сумар

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета

В.Г.Новацкий

04.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

09.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

07.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

Б.В.Батура

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

П.М.Рудник

06.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

09.06.2011

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

19.07.2011 № 90

ПОЛОЖЕНИЕ о специальном дошкольном учреждении

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности специального дошкольного учреждения.
  2. Настоящее Положение обязательно для применения в части организации образовательной деятельности иными учреждениями образования, организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующими образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, – специальное дошкольное учреждение).
  3. В специальном дошкольном учреждении реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – программы специального образования), программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться программа дополнительного образования детей и молодежи.
  4. К специальным дошкольным учреждениям относятся:

специальный ясли-сад;

специальный детский сад;

республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Специальный ясли-сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Специальный детский сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха – специальное дошкольное учреждение с круглогодичным режимом пребывания для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с нарушением слуха, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Решение об изменении вида специального дошкольного учреждения принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида учреждения образования;

соответствия учреждения образования критериям заявляемого вида;

согласования с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений республиканской формы собственности), соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом (для специальных дошкольных учреждений коммунальной формы собственности), Министерством образования Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений, не подчиненных Министерству образования Республики Беларусь).

  1. Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении являются:

воспитанники с особенностями психофизического развития;

законные представители воспитанников с особенностями психофизического развития;

педагогические работники специального дошкольного учреждения.

  1. В специальное дошкольное учреждение принимаются воспитанники с особенностями психофизического развития из числа несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, на основании:

заявления законного представителя воспитанника;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

направления в государственное учреждение дошкольного образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

  1. Специальные дошкольные учреждения в зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются для воспитанников:

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Специальное дошкольное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением, уставом специального дошкольного учреждения.
  2. Специальное дошкольное учреждение может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.

Деятельность обособленных подразделений и структурных подразделений специального дошкольного учреждения регулируется положениями об обособленных подразделениях и о структурных подразделениях, уставом специального дошкольного учреждения, иными актами законодательства.

  1. Специальное дошкольное учреждение может быть государственным или частным.
  2. Создание, реорганизация, ликвидация специального дошкольного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством.
  3. Специальное дошкольное учреждение ведет делопроизводство в порядке, установленном законодательством.
  4. Специальное дошкольное учреждение может участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, установленном законодательством.
  5. Питание детей в специальном дошкольном учреждении организуется в порядке, установленном законодательством.
  6. Обеспечение специального дошкольного учреждения учебными изданиями осуществляется в соответствии с законодательством.
  7. Оказание медицинской помощи воспитанникам в специальном дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с законодательством.
  8. Специальное дошкольное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Специальное дошкольное учреждение создается с целью получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования, разностороннего развития и социализации воспитанников с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
  2. Основными задачами специального дошкольного учреждения являются:

обеспечение получения специального образования лицам с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений;

социальная реабилитация воспитанников с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;

подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к получению образования на уровне общего среднего образования, включению их в среду сверстников, не имеющих особенностей психофизического развития, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в обществе;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям.

  1. Для достижения своих задач специальное дошкольное учреждение выполняет следующие функции:

организует обучение и воспитание воспитанников с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования;

реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, может реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;

создает специальные условия для получения образования и коррекции имеющихся физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития;

обеспечивает охрану, защиту и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;

обеспечивает воспитанников с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощью;

формирует позитивное общественное мнение в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе;

проводит работу по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;

организует оказание медицинской помощи воспитанникам;

развивает компенсаторные способности, исправляет и (или) проводит работу по ослаблению нарушений в психофизическом развитии воспитанников;

проводит консультативную работу с законными представителями по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с особенностями психофизического развития.

  1. Специальное дошкольное учреждение кроме основных функций, перечисленных в пункте 20 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может осуществлять:

организацию образовательного процесса в санаторно-курортных и оздоровительных организациях при направлении в санаторно-курортные и оздоровительные организации групп детей;

организацию получения специального образования на дому воспитанниками с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования;

организацию обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения;

организацию обучения по индивидуальным учебным планам и индивидуальным программам;

инновационную и экспериментальную деятельность.

  1. Специальное дошкольное учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  1. При организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении воспитанники объединяются в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи (восьми) лет);

разновозрастную (от одного года до семи (восьми) лет).

  1. Комплектование групп осуществляется на основе заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями к получению специального образования, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
  2. Наполняемость групп в специальном дошкольном учреждении определяется согласно пункту 10 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

В специальном дошкольном учреждении по решению учредителя может быть установлена меньшая наполняемость групп.

  1. При организации образовательного процесса создаются специальные условия.

К специальным условиям относятся:

организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;

обучение по учебным планам специального образования (далее – учебные планы), учебным программам по образовательным областям (далее – учебные программы), программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования (далее – программы коррекционных занятий) с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;

создание адаптивной образовательной среды.

  1. Организация образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов, учебных программ, программ коррекционных занятий.

Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебных программ, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении организуется на белорусском или русском языке.

Язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется учредителем специального дошкольного учреждения с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

  1. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обеспечивают организацию образовательного процесса с воспитанниками на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программ коррекционных занятий.
  2. Образовательный процесс осуществляется круглогодично.
  3. В специальном дошкольном учреждении устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней. В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений при организации образовательного процесса могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней.

В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

  1. Время пребывания воспитанников в специальном дошкольном учреждении определяется учредителем специального дошкольного учреждения в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов (группы кратковременного пребывания), 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.
  2. Образовательный процесс осуществляется в группах и (или) индивидуально.
  3. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие (далее – занятие).
  4. Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем специального дошкольного учреждения.
  5. Проведение занятий в специальном дошкольном учреждении осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.
  6. При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания с воспитанниками проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования. Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.
  7. Продолжительность перерывов между занятиями определяется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
  8. В специальном дошкольном учреждении в целях социальной адаптации воспитанников и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой специального дошкольного учреждения.

  1. Подвоз воспитанников из числа лиц с особенностями психофизического развития в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно организуется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном актами законодательства.
  2. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха:

комплектование групп осуществляется с учетом степени реабилитации воспитанников (качества слухопротезирования, уровня развития речи);

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе;

образовательный процесс с обучающимися с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие с потерей слуха в пределах 70–90 децибел) организуется на белорусском или русском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (сурдопедагог) и воспитатель.

  1. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, в том числе информационных коммуникационных ресурсов, для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля, для слабовидящих – и по учебным пособиям, издаваемым увеличенным шрифтом;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель.

  1. В специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

создается соответствующая адаптивная образовательная среда (речевой режим, обеспечение звукоизоляции в кабинетах для логопедических занятий и др.);

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель.

  1. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.

  1. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

создается адаптивная образовательная среда (безбарьерная среда, обеспечивается использование специализированных информационных коммуникационных ресурсов, организуется соответствующий режим двигательной активности);

работу по коррекции физических и (или) психических нарушений развития воспитанников, созданию адаптивной образовательной среды, подбору приспособлений и специализированных информационных коммуникационных ресурсов с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника осуществляют специалисты: инструктор-методист физической реабилитации (инструктор по лечебной физкультуре, эрготерапевт), учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог и другие работники.

  1. В специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.

  1. В специальном дошкольном учреждении с целью оказания логопедической помощи воспитанникам с нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющим нарушения речи, открывается ставка учителя-дефектолога (учителя-логопеда). Основной формой оказания логопедической помощи являются занятия по исправлению нарушений речи воспитанников, которые осуществляются в группе или индивидуально.

Группы для проведения занятий по исправлению речи комплектуются учителем-дефектологом (учителем-логопедом) с учетом возраста воспитанников, характера и степени тяжести нарушения речи.

Занятия проводятся учителем-дефектологом (учителем-логопедом) по расписанию, которое утверждает руководитель специального дошкольного учреждения.

  1. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

ГЛАВА 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Специальное дошкольное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
  2. Специальное дошкольное учреждение в соответствии с законодательством имеет право:

формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

Иные права учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.

  1. Специальное дошкольное учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников, правил внутреннего трудового распорядка специального дошкольного учреждения;

моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников специального дошкольного учреждения;

меры социальной защиты воспитанников;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) воспитанников;

ознакомление законных представителей воспитанников при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.

ГЛАВА 5 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Воспитанники имеют право на:

получение образования по учебным планам и учебным программам в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у них нарушений;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов специального дошкольного учреждения;

подвоз воспитанников в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно;

бесплатное пользование учебными пособиями.

  1. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения имеют право на:

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания и обучения, учебных изданий и средств обучения;

повышение квалификации в порядке, установленном законодательством.

  1. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обязаны:

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

осуществлять образовательную деятельность с учетом познавательных возможностей воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения;

осуществлять свою деятельность с соблюдением прав воспитанников с особенностями психофизического развития при гуманном к ним отношении;

осуществлять свою деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения.

  1. Законные представители имеют право на:

защиту прав и законных интересов воспитанников;

получение полной и достоверной информации о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его результатах;

присутствие при проведении психолого-медико-педагогического обследования воспитанника с особенностями психофизического развития;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной, воспитательной и коррекционно-педагогической деятельности;

присутствие на занятиях;

получение консультаций и посещение организуемых специальным дошкольным учреждением занятий в целях приобретения специальных знаний по вопросам воспитания и обучения воспитанников с особенностями психофизического развития;

ознакомление при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, учебно-программной документацией.

  1. Законные представители обязаны создать необходимые условия для развития, обучения и воспитания, получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество.
  2. Иные права и обязанности участников образовательного процесса устанавливаются иными актами законодательства, учредительными документами, иными локальными нормативными правовыми актами специального дошкольного учреждения.

ГЛАВА 6 УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

  1. Управление специальным дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством, настоящим Положением, его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  2. Непосредственное руководство специальным дошкольным учреждением осуществляет его руководитель (директор, заведующий).
  3. Руководитель специального дошкольного учреждения назначается на должность и освобождается от должности его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Руководитель специального дошкольного учреждения в своей деятельности по управлению этим специальным дошкольным учреждением взаимодействует с органами самоуправления специального дошкольного учреждения.
  5. Основным органом самоуправления специального дошкольного учреждения является совет, возглавляемый его руководителем.
  6. В специальном дошкольном учреждении создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

Деятельность совета специального дошкольного учреждения, педагогического совета, попечительского совета, родительского комитета осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.

ГЛАВА 7 ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Финансирование государственных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, а также за счет средств от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
  2. Финансирование частных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
  3. Специальные дошкольные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

Приносящая доходы деятельность не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет республиканского и (или) местных бюджетов.

  1. Средства, получаемые специальным дошкольным учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и уставом учреждения.
  2. Материально-техническая база специального дошкольного учреждения формируется его учредителем в соответствии с требованиями законодательства.
  3. Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства.
свернуть

Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 136

      Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

На основании пункта 15 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
  2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 200, 8/15353);

пункт 5 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 57, 8/21990).

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.И.Жарко

19.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь

М.А.Щеткина

21.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов Республики Беларусь

А.М.Харковец

21.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

К.А.Сумар

17.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного исполнительного комитета

А.Н.Косинец

15.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

14.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

21.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

Б.В.Батура

19.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

П.М.Рудник

15.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

22.07.2011

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

25.07.2011 № 136

ИНСТРУКЦИЯ о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая Инструкция определяет порядок создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
  2. Специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях дошкольного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях общего среднего образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Обучение и воспитание в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания (далее, если не указано иное, – группы и классы) осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящей Инструкцией, иными актами законодательства Республики Беларусь.
  2. Основными задачами деятельности групп и классов являются:

освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития (далее, если не указано иное, – обучающиеся) в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;

исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.

  1. Решение о создании групп и классов принимает учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  2. Прием обучающихся в группы и классы для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
  3. Наполняемость групп и классов определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
  4. В учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.
  5. В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса, осуществляются социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи.
  6. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
  7. Методическую помощь и поддержку педагогическим работникам учреждений образования, иных организаций, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в их работе с лицами с особенностями психофизического развития, оказывают специалисты ЦКРОиР.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ, ГРУППАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  1. При организации интегрированного обучения и воспитания воспитанников с особенностями психофизического развития образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания.
  2. Формирование специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся.
  3. Специальные группы комплектуются воспитанниками с особенностями психофизического развития.

В специальных группах реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Группы интегрированного обучения и воспитания формируются из воспитанников с особенностями психофизического развития и воспитанников, не относящихся к лицам с особенностями психофизического развития.

В группах интегрированного обучения и воспитания реализуются образовательная программа дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования и (или) образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Образовательный процесс в группах интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, на основе типового учебного плана дошкольного образования, а также соответствующих учебных планов специального образования, указанных в пункте 3 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год утверждается руководителем учреждения образования, руководителем иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по согласованию с ЦКРОиР, координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

  1. В группе интегрированного обучения и воспитания с воспитанниками с особенностями психофизического развития организуются коррекционные занятия, которые проводит учитель-дефектолог.

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ, КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  1. При организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания.
  2. Формирование специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся.
  3. Специальные классы комплектуются учащимися с особенностями психофизического развития.

В специальном классе реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Классы интегрированного обучения и воспитания комплектуются учащимися с особенностями психофизического развития и учащимися, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

В классах интегрированного обучения и воспитания реализуются образовательная программа общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования и (или) образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Образовательный процесс в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением общего среднего образования на основе типового учебного плана средней школы, а также соответствующих учебных планов специального образования, указанных в пункте 4 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
  2. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель и учитель-дефектолог при наличии в классе интегрированного обучения и воспитания следующего количества учащихся с особенностями психофизического развития:

3 учащихся с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность, неслышащие, незрячие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или 5–6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);

или 3–4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития.

  1. В случае, если количество учащихся с особенностями психофизического развития меньше, чем определено в пункте 23 настоящей Инструкции, с ними организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования.
  2. Учащимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), незрячим учащимся в классах интегрированного обучения и воспитания дополнительными работниками учреждения общего среднего образования оказывается помощь в организации образовательного процесса.
свернуть

Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 декабря 2013 г. № 130

Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование

На основании абзаца третьего подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании», подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование.
  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

К.А.Сумар

04.07.2013

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного исполнительного комитета

А.Н.Косинец

27.06.2013

 

 

СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности председателя, первый заместитель председателя Гомельского областного исполнительного комитета

В.Л.Банчук

09.07.2013

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета

И.А.Жук

09.07.2013

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

Б.В.Батура

02.07.2013

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

П.М.Рудник

08.07.2013

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

01.07.2013

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

20.12.2013 № 130

ИНСТРУКЦИЯ о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование (осваивающих содержание образовательных программ специального образования) (далее, если не указано иное, – обучающиеся).

Настоящая Инструкция распространяется на учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не указано иное, – учреждения образования), независимо от их формы собственности и подчиненности, за исключением специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, образовательно-оздоровительных центров.

  1. Перевод в другое учреждение образования, реализующее образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования), перевод для получения специального образования на ІІІ ступени общего среднего образования в другой форме получения образования, а также восстановление в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, осуществляется, как правило, в период каникул.

Перевод обучающихся в другое учреждение образования, реализующее образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, может осуществляться в любое время учебного года.

При прекращении деятельности, реорганизации учреждения образования (ликвидации обособленного подразделения), изменении места проживания обучающихся и по иным уважительным причинам перевод обучающихся в другое учреждение образования может осуществляться в любое время учебного года.

По уважительным причинам восстановление обучающихся, в том числе прекративших пребывание в специальных учебно-воспитательных, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, освободившихся из исправительных учреждений учащихся специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, осуществляется в любое время учебного года.

  1. Перевод в другое учреждение образования, перевод обучающихся для получения специального образования на ІІІ ступени общего среднего образования в другой форме получения образования, а также восстановление для получения специального образования в учреждении образования осуществляется при наличии свободного места в соответствующих группе или классе.
  2. При рассмотрении документов о переводе или восстановлении обучающихся руководитель учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в которое обучающийся изъявил желание перевестись или восстановиться, определяет необходимость проведения с ним собеседования в случае:

неуспеваемости по отдельным учебным предметам;

расхождений в учебных планах, учебных программах.

В случае принятия решения о проведении с обучающимися собеседования руководитель учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, информирует его (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося) о времени и форме его проведения.

  1. Учреждение образования не вправе препятствовать переводу обучающегося, изъявившего желание перевестись в другое учреждение образования и получившего согласие этого учреждения образования.
  2. В случае прекращения деятельности учреждения образования его учредитель принимает меры по обеспечению перевода обучающихся с их согласия (согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся) в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы специального образования.

ГЛАВА 2 ПЕРЕВОД ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Перевод для получения специального образования осуществляется:

в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы специального образования;

в другой форме получения образования (для обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования).

  1. Обучающийся (законный представитель несовершеннолетнего обучающегося), изъявивший желание перевестись в другое учреждение образования, подает заявление на имя его руководителя, в котором указывает основания перевода.

Руководителем учреждения образования, в которое обучающийся желает перевестись, принимается решение в течение пяти календарных дней со дня поступления заявления обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося) с последующим письменным уведомлением заявителя о принятом решении.

При наличии согласия на перевод руководителя учреждения образования, в которое обучающийся изъявил желание перевестись, выраженного в письменной форме, обучающийся (законный представитель несовершеннолетнего обучающегося) подает на имя руководителя учреждения образования, в котором он обучается, заявление о досрочном прекращении образовательных отношений в связи с переводом в другое учреждение образования с приложением соответствующего письма о согласии на перевод.

  1. Решение руководителя учреждения образования о переводе обучающегося в другое учреждение образования оформляется приказом об отчислении этого обучающегося в связи с переводом в другое учреждение образования. В приказе указывается наименование учреждения образования, в которое осуществляется перевод.

При зачислении обучающегося в учреждение образования в связи с переводом издается приказ руководителя учреждения образования о зачислении обучающегося. При необходимости в приказе определяются условия для успешного продолжения обучения этого обучающегося в соответствующих группе или классе.

Приказ представляется обучающемуся (законному представителю несовершеннолетнего обучающегося) для ознакомления под роспись в течение трех календарных дней после его издания.

  1. Перевод обучающегося для получения специального образования на ІІІ ступени общего среднего образования в другой форме получения образования в пределах одного учреждения образования осуществляется на основании заявления обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося).

ГЛАВА 3 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. На восстановление для получения специального образования на уровне общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, имеют право лица, отчисленные из этих учреждений образования и не завершившие освоение содержания соответствующих образовательных программ.
  2. Основанием для рассмотрения вопроса о восстановлении для получения специального образования на уровне общего среднего образования в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, является заявление лица (законного представителя несовершеннолетнего лица) на имя руководителя этого учреждения образования.
  3. Руководитель учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, рассматривает заявление лица (законного представителя несовершеннолетнего лица) и представленные в соответствии с требованиями законодательства документы в течение пяти календарных дней со дня их поступления, определяет класс и четверть, в которых лицо при восстановлении в учреждении образования может продолжить обучение, а также при необходимости – иные условия для восстановления либо сообщает лицу (законному представителю несовершеннолетнего лица) причину отказа в восстановлении.
  4. В восстановлении для получения специального образования на уровне общего среднего образования в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, может быть отказано при:

отсутствии в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, свободного места;

расхождении в учебных планах, учебных программах, которые не позволяют успешно продолжить обучение в соответствующем классе по учебному плану учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования.

  1. Основанием для возникновения образовательных отношений (зачисления) для получения специального образования на уровне общего среднего образования в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, при восстановлении лица является решение его руководителя.

Решение руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, о восстановлении обучающегося оформляется приказом о восстановлении. При необходимости в приказе определяются условия для успешного продолжения обучения этого лица.

Приказ представляется лицу (законному представителю несовершеннолетнего лица) для ознакомления под роспись в течение трех календарных дней после его издания.

ГЛАВА 4 ОТЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя учреждения образования об отчислении обучающегося.

Решение руководителя учреждения образования об отчислении обучающегося оформляется приказом об отчислении. При издании приказа об отчислении обучающегося указываются основания для его отчисления.

  1. Отчисление обучающихся осуществляется:

в связи с получением образования;

досрочно.

  1. Образовательные отношения прекращаются досрочно:

по инициативе обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося);

по инициативе учреждения образования;

по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования.

  1. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего) осуществляется:

в случае перевода обучающегося в другое учреждение образования;

по собственному желанию.

  1. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования, по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования, осуществляется по соответствующим основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 6 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
  2. При прекращении образовательных отношений с несовершеннолетними обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, по инициативе учреждения образования решение об его отчислении принимается руководителем учреждения образования с соблюдением требований, установленных пунктом 8 статьи 79, пунктом 2 статьи 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

свернуть
Учебный план специального образования
Образовательный стандарт "Специальное образование"